Крупные торговые предприятия, желая заполучить в свои клиенты государственные организации, предлагают им большое количество прайс-листов с расценками на весь свой ассортимент. Однако этого госструктурам недостаточно для выбора поставщика (подрядчика). Чаще всего муниципальные структуры, желая получить тот или иной товар, объявляют конкурс среди всех потенциальных продавцов. Компании, не знающие, что такое тендер, как это работает и как правильно подать заявку на проведение конкурса, не имеют никаких шансов на победу.
Термин «тендер» произошел от английского слова «tender», в переводе означающего «предложение». Особенностью российского законодательства является то, что в нем не существует этого термина, и даже его производные не используются при оформлении каких-либо официальных документов. Во всех правовых актах принято употреблять слово «конкурс», поэтому незнающему человеку очень сложно разобраться в разнице между двумя понятиями. Следует принять во внимание тот факт, что в России принято использовать сразу два понятия, и ими можно оперировать, обозначая те или иные операции. Подробнее об этом можно узнать из статьи «В чем заключается отличие конкурса от тендера ».
Как работает тендер?
Согласно российскому законодательству, существует несколько видов конкурсов (тендеров): открытые, специализированные закрытые, двухэтапные, закрытые. Отдельным видом являются закупки у одного продавца, а также запросы котировок. По факту, тендер является методикой выдачи заказа на предоставление товаров и услуг, а также выполнение каких-либо работ. Специально подготовленная конкурсная документация должна содержать следующую информацию:
- данные об организаторе конкурса и его участниках;
- необходимый товар (услуга), предоставляемый победителем;
- сроки поставки товара (услуги);
- сумма, которую обязуется выплатить заказчик.
Победителем может стать организация, которая не просто сумеет опередить конкурента по срокам подачи заявок, а сможет предложить поставку товара, необходимого заказчику, по наиболее выгодной цене.
Потенциальный продавец подписывает с победителем тендера госконтракт, согласно которому обе стороны обязаны выполнить свои обязательства друг перед другом.
Отличительная черта тендера в том, что его участник может одержать победу, предложив заказчику потенциально невыгодное для себя предложение. Например, компания по созданию стройматериалов выиграла тендер на поставку своей продукции государственному предприятию сроком на 5 лет. На протяжении этого периода победитель тендера обязан поставить товар именно по изначально указанной цене, несмотря на то, что стоимость производства продукции может существенно вырасти.
Виды тендеров
Суть данных явлений во многом понятна из их названия. Обе стороны должны знать, как работают тендеры, в противном случае, при сотрудничестве у них могут возникнуть серьезные проблемы. В открытых тендерах имеют право участвовать любые поставщики, способные предложить потенциальному покупателю нужную услугу.
Если предметом тендера является поставка технически сложных услуг или товаров, тендер объявляется закрытым. Также это происходит, когда количество поставщиков товара или услуги ограничено, и в тех случаях, когда закупки в той или иной степени связаны с государственными тайнами, охраняемыми законодательством. В случае проведения закрытого тендера поставщики могут получить индивидуальное приглашение от потенциального заказчика.
В России существует несколько методик государственных закупок, все они подразделяются на конкурентные и неконкурентные. Вторые тоже являются тендером, однако в этом случае закупка осуществляется у одного источника.
Используется также еще один принцип деления: конкурсные и внеконкурсные. Первые тендеры включают в себя открытые, закрытые и двухэтапные конкурсы, а также закрытый конкурс с определенной специализацией. Внеконкурсный тендер подразумевает под собой запрос котировок, при котором заказчик запрашивает прайс-листы на интересующую его продукцию у различных предприятий, которые могут одержать победу в конкурсе.
Двухэтапные конкурсы
Закрытые и открытые тендеры, состоящие из нескольких этапов, проводятся заказчиками при потребности закупки продукции высокого уровня сложности. В этом случае заказчик, как правило, не может сформулировать четкие требования к тендеру и намерен лично пообщаться с каждым из потенциальных победителей конкурса. Подобное взаимодействие является необходимым, поскольку позволяет заказчику определиться с возможностями решения поставленной задачи.
Специалисты, знающие, что такое тендеры, как это работает и как правильно подать заявку на участие в этом мероприятии, понимают, что многоэтапные конкурсы незаменимы при необходимости выполнения строительных, научно-исследовательских и конструкторских работ. С помощью подобного метода заказчик может проконтролировать возможности участников тендера, оценить их с помощью специализированных технологий, после чего выдвинуть требования на втором этапе конкурса.
- На начальном этапе потенциальные продавцы подают заявки, не указывая стоимость предоставления своих услуг.
- Перед заказчиком ставится задача изучить все предложения, а затем скорректировать параметры конкурса для проведения следующего этапа.
- После изменения условий проведения конкурса проводится второй этап, в ходе которого участники корректируют свои предложения, указывая цены за выполнение своих услуг.
Прочие способы проведения тендеров используются в том случае, если объемы закупок не превышают 250 тысяч рублей, а также при наличии особого разрешения от Минэкономразвития РФ. На практике госструктуры обычно пренебрегают этим принципом и разбивают тендер по нескольким лотам, не желая организовывать конкурс, утруждая себя лишь запросом котировок. Запрос производится как минимум у трех поставщиков, каждый из которых должен предложить единственно возможный ценовой вариант.