На сегодняшний день тендеры для многих компаний – это реальный шанс получить хороший заказ от государства и развить собственный бизнес. Тендер – это конкурсный отбор исполнителей заказа, имеющего определенную направленность. Само определение данного термина было заимствовано из английского языка и в прямом переводе означает «торги, конкурс». Использование такой формы выбора исполнителя в России появилось сравнительно недавно и связано со стремительным обострением конкурентной борьбы в условиях современного рынка.
В целях совершенствования процедур и механизма закупок для нужд государства и бюджетных учреждений в России был принят ряд основополагающих федеральных законов, регулирующих эту деятельность: 94-ФЗ (действовал с 01.01.2006 года по 01.01.2014-го), 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В настоящее время в стране действует контрактная система (44-ФЗ) и закупки по 223-ФЗ. Закупка товаров, работ или услуг осуществляется для обеспечения всех государственных и муниципальных нужд.
Всего в 2014 году по контрактной системе (44-ФЗ) было заключено 2,7 млн контрактов на общую сумму 5,5 трлн рублей, количество зарегистрированных заказчиков составило 248752 организации. В том же году было опубликовано 1,1 млн закупок по 223-ФЗ на общую сумму 17,8 трлн. Количество зарегистрированных заказчиков составило 74130 организаций.
Электронные торги являются современной формой ведения бизнеса. Они удобны и выгодны как заказчикам, так и поставщикам услуг, позволяют экономить время и деньги участников. Аукционы полезны для расширения границ бизнеса, особенно если продукт или услуга не привязаны к определенному региону поставки.
Заказчики обязаны публиковать уведомления обо всех закупках на общероссийском официальном сайте закупок. Электронные аукционы проводятся на пяти основных федеральных электронных торговых площадках (ЭТП) госзаказа: Сбербанк-АСТ, ММВБ Госзакупки, РТС-тендер, ЕЭТП, ГУП Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан. На этих же площадках подаются заявки, проводятся аукционы и заключаются контракты.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Торги проводятся практически в любой сфере, присутствуют заказчики со всех регионов нашей страны. Поэтому необходимо тщательно изучить, востребованы ли у госзаказчиков в определенном регионе те товары и услуги, которые планируется предлагать. Не лишним будет просмотреть итоги состоявшихся конкурсов и проанализировать цены конкурентов. Всё это поможет понять, насколько выгодным будет именно ваше предложение.
Участникам рекомендуется провести предварительный анализ и расчет, перед тем как принять решение об участии в госзакупках.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом действует принцип конкуренции при осуществлении закупок, основанный на соблюдении добросовестной ценовой и товарной конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Тут важно понимать, что согласно контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетной системы РФ. Закупки по 223-ФЗ осуществляются за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ, а также за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Соответственно, требования контроля за использованием выделяемых средств в контрактной системе выше, нежели в закупках по 223-ФЗ, поставщикам следует учитывать этот момент.
Еще одним нюансом будет то, что в контрактной системе для заказчиков действуют единые правила, в отличие от закупок по 223-ФЗ, где заказчик сам разрабатывает требования к закупаемому товару (услуге). Кроме того заказчик не обязан заключать договор с победителем, в отличие от условия торгов по контрактной системе.
Таким образом, во избежание попадания участника в реестр недобросовестных поставщиков вследствие невозможности выполнить взятые на себя обязательства необходимо заранее планировать свои финансовые ресурсы для обеспечения заявки, а в случае победы – обеспечения исполнения контракта.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика.
Конкурентными способами определения поставщиков являются конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений.
Под конкурсом понимается способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Под аукционом понимается способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя – несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; приостановление деятельности в результате правонарушений;
3) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджет;
4) отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята);
5) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
6) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, когда участниками закупки являются близкими родственниками.
Для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Поставщик перед принятием решения об участии в государственных и муниципальных закупках должен определиться с типом тендера, каждый из которых имеет свои особенности и влияет на вероятность его победы. Обозначим наиболее часто встречающиеся варианты.
Открытый аукцион. Конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
Конкурс с ограниченным участием. Конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования, и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Аукцион в электронной форме (электронный аукцион). Информация о закупке сообщается и обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае:
1) если существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Проведение запроса котировок. Способ определения поставщика, при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок. Победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей. Не допускается взимание платы за участие в запросе котировок.
Проведение запроса предложений. Способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Осуществление закупки товара относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий; государственным или муниципальным учреждениям культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением.
Хотелось бы напомнить, что для субъектов малого бизнеса открываются дополнительные возможности. С 1 января 2014 года существует квота на объем закупок, которые заказчики обязаны осуществлять у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Она составляет не менее 15% совокупного годового объема закупок. Извещения о таких закупках публикуются на официальном сайте со специальной меткой. Чтобы принять в ней участие, заявка потенциального поставщика должна обязательно включать документ, подтверждающий принадлежность к малому бизнесу.
Таким образом, участие в государственных или муниципальных закупках – дело, которое требует серьезной подготовки, особой внимательности и четкого расчета при определении возможной цены.
Однако результатом всех трудов является не только контракт с крупным и надежным заказчиком, но и гарантированная оплата товаров (работ, услуг).
в каких тендерах выгодно участвовать