О начале строительства моста, который свяжет материковую Россию и остров Сахалин объявят в 2018 году. Контракт отдадут компании Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж». Решение об этом уже принято, сообщает Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с планами строительства.
Подтверждения этой информации пока нет. «Говорить об участии „Стройгазмонтажа“ до появления проекта преждевременно. Кроме того, сейчас компания сосредоточена на строительстве Крымского моста», — заявил представитель Ротенберга РБК. Фамилию «представителя» издание не сообщает.
Действительно, в настоящее время «Стройгазмонтаж» реализует беспрецедентный проект по строительству Керченского моста из Тамани в Крым длиной 19 километров. Общая его стоимость оценивается в 228 млрд рублей. Автомобильное движение будет пущено в 2018 году, железнодорожное — год спустя.
Мост на Сахалин длиной 7,5 километров обойдется дороже. По предварительным оценкам — в 450 млрд рублей. Это объясняется тем, что придется построить не только сам мост, пригодный как для авто — так и железнодорожного транспорта, но и новую железную дорогу со стороны Транссиба, а также модернизировать железнодорожную сеть на острове.
Читайте также
Теперь Минэкономразвития намерено добиваться отмены субсидий для фермеров Европы
О том, что Сахалин, наконец, свяжет с материком нормальное транспортное сообщение весной 2017 года говорил спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. При этом он напомнил, что подобный проект был задуман, но так и не реализован еще при Сталине .
По мнению Иванова, появление моста между материком и Сахалином позволит в перспективе связать остров с японским Хоккайдо, что сформирует непрерывный железнодорожный путь из Японии в Европу. Россия в этом случае с выгодой сможет использовать свое географическое положение, зарабатывая на грузовом трафике и развивая за счет этого свои восточные территории.
Возможно, по причине важного геостратегического и экономического значения моста на Сахалин, его сооружение и решено доверить компании Аркадия Ротенберга, которого считают особо приближенным к президенту Владимиру Путину . Помимо Керченского моста «Стройгазмонтаж» реализует и другие масштабные проекты. Например, газопровод «Сила Сибири» в Китай.
Однако выбор Кремля нравится далеко не всем. «Надеюсь, будет объявлен конкурс, а не отдадут все Ротенбергу», — заявил ранее «СП» писатель-футуролог Максим Калашников. При этом он остается горячим приверженцем строительства: «Сахалин должен быть кластером самого опережающего развития. Там кроме нефтегазохимии должно быть биотехнологическое производство. Это же остров гигантских растений! И это не „Незнайка на Луне“, а реальность».
В свою очередь писатель из Приморья Василий Авченко призывает не бояться масштабности проекта. «Каких-то шесть лет назад и владивостокские мосты через Золотой Рог и Босфор-Восточный казались фантастикой, „прожектом“, маниловщиной. Говорили, что их не построят. А если построят, то они рухнут. А если не рухнут, то при сильном ветре их будут закрывать… А — стоят, функционируют», — радуется писатель.
Отметим, что на Сахалине существует целое общественное движение, ратующее за скорейшее строительство моста на материк. Только лишь авиасообщение столицы острова Южно-Сахалинска с «большой землей» вызывает у жителей региона чувство изоляции от родины, говорят энтузиасты. На днях, они горячо приветствовали технический «ляп» Госзнака, который на новой банкноте номиналом в 2 тысячи рублей превратил Сахалин из острова в полуостров.
— Есть такие слухи, что эта компания («Стройгазмонтаж» — авт. ) не очень опытна в строительстве именно мостов. Поэтому может быть некий технический и организационный риск. У нас ведь практика такая: строительство поручают тому, кто выиграл тендер, а не тому, кто является профессионалом, — иронизирует ведущий научный сотрудник ЦНИИП Минстроя РФ Александр Стрельников .
Но, конечно, когда построят мост, эта зона оживет. Будет большое внимание к этому месту, а это стимул для развития. Видимо, есть заинтересованность в привлечении в тот регион иностранного капитала, но вот кому пойдет отдача от этого?
Тем не менее, жители самого Сахалина восприняли новость о будущем генподрядчике строительства моста с энтузиазмом. В конкретике они видят гарантию того, что строительство действительно начнется в самое ближайшее время.
— Похоже, что проект уже совсем близок к своей реализации, — считает руководитель общественного движения в поддержку строительства моста на Сахалин Александр Данданов. — Раньше были более общие высказывания. Да, и президент на эту тему не высказывался так четко и понятно. Хотя в ходе своих ежегодных «прямых линий» он эту тему всегда поднимал. Это были ответы на вопросы с мест. Видимо, его команда озвучивала, так как к этой теме у дальневосточников традиционный интерес. Мы, сахалинцы, заинтересованы на сто процентов. У нас тут нет людей, которые сказали бы, что это не нужно делать.
«СП»: — Сформулируйте, пожалуйста, какие конкретно преимущества даст строительство моста?
— Во-первых, это даст психологический эффект. Нам нужно чувство связи с большой землей, с материком. Потому что Сахалин для людей всегда был местом временного пребывания. Они приезжали вроде бы на время, потом оставались навсегда, но психология сохранялась. Это нужно исправлять.
Второе, это экономика. Снизятся издержки на транспортировку. Сейчас из-за высокой стоимости паромной переправы доставка груза от Москвы до порта Ванино стоит столько же сколько от Ванино до Южно-Сахалинска. И-за этого, кстати, в пароходстве «засели» противники строительства моста. Никто не хочет терять свои доходы.
Кроме того, с появлением моста люди смогут ездить с острова на материк на машинах. Это будет не очень далеко.
В строительстве моста заинтересованы и хабаровчане, так как это даст развитие северу края. Ведь там предполагается строительство новой дороги. Это значит возможно освоение тех ресурсов, которые сейчас там лежат мертвым грузом.
Есть и военное измерение такого проекта. Перебрасывать технику и грузы быстрее и проще все-таки по железной дороге, чем морем или по воздуху.
«СП»: — Там же речь идет не только о собственно мосте, но и о модернизации железнодорожной сети острова…
— Эта работа уже ведется и причем давно. Существует программа перешивки здешней железнодорожной колеи под российский стандарт. Ведь она была построена когда-то японцами и поэтому более узкая. Если российская колея — 1525 миллиметров, то японская 1200 с чем-то. Такой дороги у нас на острове около 500 километров. Программа действует уже лет десять и финансируется как из федерального, так и из местного бюджета, а также из бюджета РЖД. Так, что этим, пусть и не очень быстро, но занимаются.
Причем эти работы не были даже привязаны к строительству моста, так как составы, которые перевозили паромом через Татарский пролив приходилось переставлять на железнодорожные «тележки» российского стандарта, что значительно удорожало перевозки. А в строительство моста 10−15 лет назад вообще никто не верил.
«СП»: — Но вы то верили, раз создали целое общественное движение. В чем заключалась ваша деятельность?
— Мы проводили конференции, привозили московских политиков, пытались проводить ежегодный «день мостов». География Сахалина такова, что здесь очень много рек, текущих перпендекулярно автомобильным и железным дорогам. Соответственно много мостов. В общем, наша работа заключается в постоянном напоминании об этой теме.
Читайте также
Из 85 российских регионов только 13 не нуждаются в дотациях
«СП»: — Сергей Иванов как-то сказал, что вслед за мостом между Сахалином и материком возможно строительство моста между Сахалином и Японией…
— Да, в этом случае у японцев появится свой интерес развивать свои «северные территории» — остров Хоккайдо. Он у них считается депрессивным регионом. Они заинтересованы в закреплении там своих людей. Кстати, в Японии есть общество строительства мостового перехода Хоккайдо — Сахалин. Оно расположено в Саппоро. Они к нам сюда приезжали, мы с ними встречались, обменивались информацией. Это такая полугосударственная структура.
«СП»: — Как вы относитесь к тому, что мост будет строить компания Аркадия Ротенберга?
— Меня это не смущает. Все эти компании, которые у нас считаются олигархическими, — это «инструменты президента Российской Федерации». Я считаю, что президент с их помощью решает задачи страны. Мы же знаем, что взяться за строительство Керченского моста было не очень-то много желающих. Государство сейчас не имеет строительных мощностей, если это только не военные организации, поэтому реализовать столь масштабный проект очень не просто.