Тендеры приобретают все большую популярность. Ежегодно в аукционах участвует около двух — трех миллионов фирм. 25% торгов размещаются специально для малого и среднего бизнеса. Ремонт, благоустройство территорий, офис и медицинские расходные материалы — для секторов экономики, где традиционно работают малые и средние предприятия, каждый день проходят тысячи тендеров.
Что такое тендер?
Тендер представляет собой конкурсную процедуру. Тендер — это обратный аукцион, когда есть один покупатель товара, работы или услуги и несколько продавцов. Объявление тендера обеспечивает связь заказчика (покупателя товара, работы или услуги) с поставщиками.
Виды тендеров
Тендеры бывают двух видов государственные (муниципальные) и коммерческие. Государственные торги проходят в строгом соответствии с главой 3.1 94-ФЗ. Закупки для государственных или муниципальных нужд осуществляются на бюджетные средства. Коммерческие тендеры отличаются тем, что заказчики сами определяют регламент проведения торгов, устанавливают условия и проводят тендеры на собственные или привлеченные средства.
Особенности проведения государственных тендеров
Законодательство
Федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» обеспечивает регулирование государственных или муниципальных закупок.
Конкурсный механизм при проведении госзакупок
Тендеры пришли в российскую практику госзакупок и муниципальных закупок из мировой торговли, где были разработаны четкие правила и тендерные процедуры.
Государство — необычный участник рыночных отношений. Для выполнения функций управления ему необходимы товары, работы и услуги. Особенность госзакупок в том, что осуществляются на бюджетные средства и требуют особого контроля. Тендеры проводятся для того, чтобы сделать отношения поставщиков и чиновников, ответственных за бюджетные средства, максимально прозрачными. Как конкурсные процедуры, тендеры удобны для контроля. Они позволяют чиновникам отчитаться перед государством, почему был выбран тот или иной поставщик товаров или услуг. Система тендеров была задумана для того, чтобы исключить сговор заказчика и поставщика, обеспечить конкурентную среду — основу рыночных отношений.
В системе государственных заказов практикуется три вида закупок: запрос котировок, конкурс и аукцион. Запрос котировок (фактически, прайс-листов) осуществляется только для лотов стоимостью не выше 500 тысяч рублей. Конкурсы проводятся только в случае «сложных» закупок по определенным видам товаров (оборонные заказы, высокие технологии, научные разработки).
Электронные торги
Вся остальная масса федеральных, муниципальных и региональных госзаказов переведена на электронные торги и размещается на электронных торговых площадках. На общероссийском портале — zakupki. gov. ru, государственный или муниципальный заказчик обязаны разместить информацию о проводимом тендере. Эта информация становится доступной для всех заинтересованных поставщиков.
Закупки проводят через аукционы в электронной форме на пяти электронных площадках, отобранных правительством РФ для проведения электронных аукционов. Электронные аукционы создают конкурентную среду и позволяют участвовать в торгах поставщикам из самых отдаленных территорий. Победителем электронных торгов становится участник, предложивший минимальную цену.
Требования к поставщику
Заказчик обязан заранее установить технические требования к поставщику. Тендерная документация содержит техническую и коммерческую часть. Для выбора наиболее выгодного поставщика и гарантий его добросовестности, закон предоставляет заказчику возможность потребовать от поставщика экономическое обеспечение исполнения контракта, разумное авансирование и четкую поэтапную приемку. Обеспечение исполнения контракта является способом экономической предквалификации поставщика. Предквалификация позволяет проверить экономическую возможность компании исполнить контракт и отсекает недобросовестных поставщиков. Участник предоставляет банковскую гарантию, поручительство крупного юридического лица или денежный залог.
Ответственность поставщиков
Закон предусматривает ответственность поставщиков. Неисполнение контракта влечет за собой попадание компании в реестр недобросовестных поставщиков, необходимость возмещения ущерба.
Процедура обжалования
Результаты торгов можно обжаловать, обратившись с электронной жалобой в ФАС. Чтобы жалоба была признана обоснованной, важно правильно ее оформить. К жалобе прилагаются все необходимые документы, указывающие факт допущения нарушения заказчиком.
Поставщик имеет право подать жалобу в любой момент, до тех пор, пока заказчик на официальном сайте не разместил итоговый протокол по тендеру. Если итоговые протоколы уже составлены, то жалобу можно подать лишь в течение 10 дней с момента подписания итоговых протоколов. По истечении 10 дней с момента подписания итоговых протоколов обжалование действий (бездействия) заказчика осуществляется только в судебном порядке. Процедура принятия решения по жалобе занимает 5 дней. Короткий срок процедуры обжалования обеспечивается, благодаря электронному документообороту и функционированию независимого регистратора (сервера). Независимый регистратор фиксирует в режиме он-лайн происходящее на каждой из пяти электронных площадок, где проходят электронные аукционы. Эти данные используются при рассмотрении жалоб.
Кто может стать участником государственного или муниципального тендера
Согласно ст. 8 94-ФЗ, участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо или физическое лицо. Разница только в том, что юридическое лицо предоставляет выписку из ЕГРЮЛ, а физическое лицо — выписку из ЕГИД или соответственно нотариально заверенную копию. Участие в торгах осуществляется на бесплатной основе.
Как подготовиться
ШАГ 1. Изучение 94-ФЗ
Скажем сразу — 94-ФЗ легким для изучения законом не назовешь, и все же необходимо приложить усилия и внимательно изучить прописанную 94-ФЗ процедуру выбора поставщика — это своеобразный алгоритм того, что, в какие сроки и каким образом необходимо делать участнику тендера.
ШАГ 2. Выбор электронной площадки
Выбирать электронную площадку для участия в электронном аукционе придется из 5 электронных торговых площадок, отобранных правительством РФ для проведения электронных аукционов.
ШАГ 3. Получение электронно-цифровой подписи
Электронная цифровая подпись позволяет присвоить электронному документу юридический статус, равноценный юридическому статусу обычного документа, на котором стоит подпись уполномоченного лица и печать организации.
Процедура получения электронно-цифровой подписи (ЭЦП) осуществляется в одном из удостоверяющих центров, входящих в пространство доверия выбранной площадки. Она занимает от 2 до 5 рабочих дней.
Список удостоверяющих центров можно узнать на сайте выбранной электронной площадки. В офисе удостоверяющего центра необходимо будет получать сертификат, поэтому выбор должен быть сделан в пользу близлежащего удостоверяющего центра. Далее приступаем к подготовке документов: заявление, нотариально заверенная выписка из ЕГРЮЛ для юридического лица, или выписка из ЕГРИП и паспорт для индивидуального предпринимателя. Стоимость сертификата ЭЦП и необходимого программного обеспечения составляет около двух-трех тысяч рублей.
ШАГ 4. Установка необходимого программного обеспечения
Установка может быть выполнена как своими силами, так и силами специалистов удостоверяющего центра.
ШАГ 5. Аккредитация на ЭТП
Длительность этого этапа может продолжаться 5 рабочих дней, но может продлиться дольше. Для поставщиков государственного заказа эта услуга бесплатна при наличии сертификата ЭЦП, полученного в аккредитованном удостоверяющем центре.
Для аккредитации на сайте национального оператора электронных торгов, согласно закону № 94, нужно предоставить пять документов, перечислить обеспечение заявки на счет электронной торговой площадки, подготовить первую и вторую части заявки.
ШАГ 6. Процедура электронных торгов
Длительность этапа может продолжаться от нескольких минут до 48 часов.
Каждый участник должен заранее предусмотреть примерную стоимость своих услуг или товаров, до которой он готов торговаться.
ШАГ 7. Подписание контракта
Победителем торгов становится участник, подавшим предложение, соответствующее требованиям конкурсной документации и предложившим лучшие условия.
Процедура проведения коммерческих тендеров
Заказчики коммерческих тендеров публикуют официальное извещение о проведении тендера в средствах массовой информации, а также могут распространять информацию о проведении открытого конкурса адресно – среди поставщиков. В конкурсной документации заказчик формулирует свои требования к закупкам.
Те производители, которые хотят принять участие в тендере, подают официальные заявки на участие. В письменном виде они предлагают свои условия сделки: указывают цену, объемы и сроки реализации заказа. Заказчик создает независимую комиссию, задача которой оценить предложения всех участников тендера. Если в комиссии менее пяти человек, то результаты тендера признаются недействительными. Официальная комиссия анализирует предложения поставщиков. Участник, предложивший наиболее выгодные условия исполнения заказа, признается победителем торгов. С победителем тендера заключается контракт. Результаты торгов можно обжаловать в суде.
Причины популярности тендеров среди поставщиков
Популярность тендеров среди поставщиков определяется несколькими причинами. Победитель тендера получает государственный, муниципальный или коммерческий заказ с гарантированным размером оплаты и приобретает постоянного клиента.
Победители тендеров приобретают репутацию надежного партнера.
Победить в тендере – значит стать лидером в своем сегменте рынка, обеспечить устойчивый рост компании. Участие и победа в тендере для производителей и поставщиков – это импульс к дальнейшему развитию бизнеса.
Выполнив перечисленные технические действия, компания может получить внушительный заказ на свою продукцию, который может исчисляться несколькими миллионами рублей.