Для всех, кто хочет работать с электронными торговыми площадками и участвовать в каких-либо тендерах, необходимо знать, какие виды конкурсов вообще бывают. Зачем это нужно? Чтобы сразу понимать, где у вас есть шансы на успех и где вас совсем не ждут.
Итак, начнем с того, что конкурсы бывают открытые и закрытые. Тут с определениями практически все ясно.
Открытый конкурс – конкурс, доступный для всех. Информация публикуется в свободном доступе, любое интересующееся лицо может получить информацию о запросе предложений, документацию к нему и подать заявку.
Закрытый конкурс – конкурс, доступный ограниченному кругу лиц. Заказчик информирует потенциальных участников о проведении конкурса и предлагает им принять участие. Другие лица принять участие в конкурсе не могут. У заказчика с проведением такой закупки есть свои проблемы: он должен обосновать выбор именно закрытого конкурса и круг приглашенных участников.
Вывод: попасть в закрытый конкурс очень сложно, поэтому стоит переключить внимание только на открытые запросы предложений, которые вы можете отследить самостоятельно.
По другой классификации конкурсы делятся на двухэтапные и те, которые проводятся в один этап. Тут тоже все понятно. Если конкурс проводится в два этапа, то на первом этапе могут отбираться интересные заказчику заявки, на втором этапе идет борьба за победу только между этими участниками. Условия каждого этапа должны содержаться в конкурсной документации к закупке.
Вывод: можно участвовать в конкурсах как с одним, так и с двумя этапами.
Еще одно разделение конкурсов производится по соответствию закупки принципам конкуренции. Разделяют неконкурентный и конкурентный способы закупки. В первом случае, участник конкурса только один и никаких конкурентов не имеет, во втором – в закупке участвуют несколько потенциальных исполнителей, конкурирующих между собой.
Вывод: стать участником неконкурентного конкурса нереально, такую возможность имеют только компании-монополисты, а также те, кто предлагает товары и услуги «исключительного» характера.
Далее конкурсы подразделяются на виды в зависимости от особенностей проведения.
Закупка у единственного поставщика – классический пример неконкурентного способа закупки. По сути, это прямая выдача контракта определенному исполнителю. Заказчики вправе использовать данный вид конкурса только в тех случаях, которые установлены законодательно (например, у естественных монополий или согласно распоряжениям или указам различных органов власти).
Данный вид закупки предусматривает все процедуры подготовки процедуры конкурса и сопутствующей документации, публикацию извещения, уведомление контролирующего органа и согласование с ним проведения закупки. Для заказчика в этом случае важно документально обосновать невозможность проведения конкурентного отбора, целесообразность закупки у конкретного лица, а также цену и условия будущего договора.
Запрос предложений – конкурс на конкурентной основе, когда заказчик информирует потенциальных участников о своих потребностях в каких-либо товарах или работах. Может проводиться как в один, так и в несколько этапов. При подведении итогов каждый участник получает оценку в баллах, по максимальному баллу определяется победитель. Принять участие может любое лицо, подавать можно несколько предложений, различающихся как стоимостью, так и другими условиями.
Итогом может быть назначение заказчиком процедуры переторжки (или уторговывания). Переторжка или уторговывание – направление в адрес участников предложения снизить стоимость своих заявок. Может проводиться как заочно, так и в очном порядке: в первом случае участники при желании подают новые коммерческие предложения, во втором – торги проводятся в онлайн-режиме путем снижения цены заявки.
Запрос котировок – конкурс, по итогам которого победителем становится участник с самой низкой стоимостью предложения. Участвовать может любое заинтересованное лицо, котировочная заявка подается только одна – вносить изменения в нее не разрешается. Использование данного вида конкурса позволяет заказчику в короткий срок получить имеющиеся предложения и выбрать победителя. Минусом для участников является тот факт, что котировка каждого из них известна комиссии заранее – есть вероятность того, что заинтересованные лица могут повлиять на результат конкурса.
Отдельно расскажем про конкурсы, проводимые в соответствии с законом № 223-ФЗ. Здесь под конкурсом понимается проведение закупки, в которой заявки участников оцениваются как по стоимости, так и по другим критериям. Цель: выявить максимально лучшее предложение. Заявки участников оцениваются и ранжируются в соответствии с заранее известной методикой, участник с высшим баллом становится победителем.
Информация публикуется в открытом доступе, извещение о проведении конкурса размещается на ЭТП и Портале закупок. Принять участие может любое лицо, которое может предоставить коммерческое предложение, соответствующее всем условиям закупки.
При размещении конкурса на ЭТП, заявки подаются в электронном виде, их регистрацию и прием ведет оператор ЭТП. Если конкурс подразумевает предоставление в адрес заказчика заявок на бумажном носителе, то за их прием отвечает уполномоченный представитель заказчика.
Когда прием заявок закончен, происходит вскрытие конвертов с заявками участников – для «бумажных» конкурсов, или открытие доступа к заявкам – для конкурсов на ЭТП. По результатам процедуры составляется протокол, где указывается: сколько заявок поступило, от каких участников и с какими ценами. Особенности проведения данной процедуры должны быть четко прописаны как в Положении о закупках компании-заказчика, так и в документации к закупке.
Далее заказчик может объявить уторговывание (переторжку). Участие в этой процедуре необязательное, вы можете снизить цену своего предложения, чтобы опередить конкурентов, а можете не участвовать совсем. По результатам конкурса составляется протокол с указанием победителя, с которым заказчик обязан подписать договор. Если победитель уклоняется от подписания договора, то заказчик вправе обратиться к участнику, занявшему второе место.
Конкурсы по закону № 223-ФЗ также могут быть открытыми и закрытыми. Отличия последних заключаются в том, что ни документация, ни изменения или разъяснения к ней не публикуются в отрытом доступе: они доступны только для лиц, приглашенных к участию в закупке. Заявки в этом случае подаются обычно в бумажном виде, протоколы вскрытия конвертов также не разглашаются.
Вывод: для компаний и ИП, не имеющих положительного опыта участия в тендерах, подать заявку в закрытый конкурс не представляется возможным. Единственный вариант работы на ЭТП в данном случае – участие в открытых запросах предложений.