История тендеров насчитывает уже не один десяток лет, и за этот период накоплен немалый опыт, который, мы надеемся, оградит Вас от ошибок. Такое явление как тендер стало наиболее распространенным в сферах, где не существует четких критериев отбора исполнителей, и при принятии окончательного решения заказчик полагается на свои вкусовые пристрастия, например — в дизайне, рекламе, веб-дизайне.
Итак, заказчик объявляет тендер, победитель которого получит заказ и гонорар. В реальности платят единицы, и то, как распознать эти единицы мы и обсудим.
В тех сферах, где тендеры проводятся уже давно, например, в рекламной, правила все время менялись и эволюционировали. Сейчас серьезные агентства (или серьезные исполнители, или фриланс) уже не участвуют в тендерах, или хотя бы отделываются работой, сделанной вполсилы. Уважающие себя фирмы уже не собираются бежать по первому свисту, а на объявление о тендере откликаются только малоизвестные организации и любители-дилетанты. Так появились оплачиваемые тендеры: победитель по-прежнему получает главный гонорар, но и остальным участникам, в любом случае, выплачивается компенсация — за участие.
Естественно, при таких условиях на тендер с улицы не приглашают, заказчик, который заинтересован в выполнении работ качественно, сам находит и отбирает исполнителей. И сейчас даже малые и средние компании начинают объявлять оплачиваемые тендеры. Конечно, гонорары невелики, но и правила более демократичны (предварительный отбор, например, проводится не на основе раскрученности имени, а на основе портфолио).
Но хоть оплачиваемые тендеры и встречаются все чаще, большинство тендеров по-прежнему остаются неоплачиваемыми. Опыт показывает, что участие в них — бесполезная трата времени и сил. А цифры говорят о том, что от 90% потраченного времени на тендеры, доход всего 10% от всех доходов. В данной арифметике нет ничего удивительного. Она имеет свои, вполне объективные причины.
Первая из них состоит в том, что заказчик, проводящий тендер, скорее всего не знает, чего хочет. Вторая причина состоит в том, что творчество невозможно эффективно продавать само по себе, в отрыве от тех задач, для которых оно создается. Пока у клиента нет четких правил отбора, пока он не понимает, зачем все это нужно и как это работает, шансы продать дизайн или креатив крайне малы. Для того, чтобы работать грамотно, от заказчика требуются мыслительные усилия и финансовые затраты. Но зачем это нужно клиенту, если ему достаточно свистнуть, и набежит куча народу, готовая работать за обещание?
На самом деле есть еще множество прочих причин, из-за которых не стоит участвовать в тендерах, но и тех, которые мы перечислили, вполне достаточно для того, чтобы понять — дело это неблагодарное.
Но существуют также причины, которые хоть как-то оправдывают участие в тендерах:
1) Пополнение портфолио и приобретение опыта. Особенно, если вы только начинаете свою творческую карьеру, тендер — неплохая возможность расширить свой портфолио. Учиться всегда лучше, делая конкретную работу для конкретного клиента. И даже если вы не получите за нее вознаграждение, вы получите хороший опыт и сформируете начальный портфолио, который потом будете использовать как рабочий инструмент при устройстве на работу или поиске конкретных заказов.
2) Расширение круга клиентов. Если вы freelance, то тендер может позволить вам увеличить круг своих клиентов. Целью участия в тендерах в этом случае является не прямая финансовая отдача, а поиск клиентов, которые будут делать у вас заказы все чаще и чаще, станут постоянными, и со временем позволят отказаться от участия в тендерах.
Поэтому, если у вас есть свободные ресурсы, время и желание, а, главное, вы твердо уверены в порядочности заказчика и в том, что призовой фонд или бюджет будущего проекта с лихвой покроет все ваши нынешние издержки или обеспечит на длительный срок работой вас и ваших сотрудников, то, безусловно, есть резон участвовать и побеждать в тендере. Если же смутные сомнения развеять не удается, сэкономьте время и силы – будет еще много интересной и оплачиваемой работы.